Пятница, 29.03.2024, 12:27
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Карасукская ООШ"

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Образовательные стандарты

С 1 сентября 2011 г. в 1-х классах российских школ преподавание будет организовано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих?

Принципиальное отличие нового стандарта заключается в том, что целью образования задан не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие в ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность трёх систем требований:

- требований к результату образования;

- требований к структуре основной образовательной программы общеобразовательных учреждений;

- требований к условиям реализации стандарта (кадровым, финансовым, материально-техническому оснащению, информационно-образовательной среде и пр.)

В Федеральном государственном стандарте 2004 г. детально описывалось предметное содержание образования: темы, дидактические единицы и т.д. В ФГОС НОО 2009 г. в дополнение к содержанию образования чётко обозначены требования и к его результатам:

- личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);

- метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями);

- предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а так же систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира).

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), которые порождают мотивацию к обучению, позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, ставить перед собой и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде все от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Овладение УУД даёт учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться.

Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определён «портрет» выпускника начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В последнее время проблема сохранения и развития здоровья приобрела статус приоритетного направления. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врождёнными или приобретёнными заболеваниями. ФГОС НОО обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья т.д.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации постоянно увеличивается, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.

Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На неё может отводится до десяти часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Это занятия по выбору. Теперь у каждого ребёнка и его родителей появится возможность выбрать себе интересное дело по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.)

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Большое внимание уделяется электронным журналам и электронным дневникам. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач, позволяющее:

- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

 

 

Подробнее с содержанием стандартов можно познакомиться на сайтах:

Федеральные государственные образовательные стандарты

Государственные стандарты общего образования

 

 

Вход на сайт
Поиск

Copyright Karasukschool © 2024
uCoz